Почему IT-гуру запрещали своим детям айфоны?

Когда Стив Джобс руководил Apple, то запрещал своим детям слишком долго сидеть с айпадами и айфонами. Почему? Журналист The New York Times Ник Билтон во время одного интервью спросил: «Видимо, ваши дети без ума от айпада?» И получил такой ответ: «Они не пользуются им. Дома мы ограничиваем время, которое дети проводят за экранами айпадов».

Журналиста ошеломила такая реакция. Ему почему-то казалось, что дом Джобса заставлен гигантскими сенсорными экранами, а айпады тот раздает гостям вместо конфет. Но это далеко не так.
Вообще, большинство руководителей технологических компаний и предпринимателей из Кремниевой Долины ограничивают время, которое их дети проводят у экранов, будь то компьютеры, смартфоны или планшеты. В семье Джобса да­же существовал запрет на ис­пользование гаджетов по ночам и в выходные дни.
Это может показаться странным. Но, судя по всему, генеральные директора IT-гигантов знают что-то, чего не знают обыватели.
В интервью британскому изданию Mirror глава Micro­soft и самый богатый в мире человек Билл Гейтс рассказал о воспитании своих детей следующее: «Мы устанавливаем время, после которого нельзя пользоваться гаджетами. В их случае это помогает уснуть в разумное время».
Гейтс объяснил, что старался сделать так, чтобы дети использовали смартфоны для полезных занятий: выполнения домашних заданий, общения с друзьями: «Мы не пользуемся мобильными телефонами, когда едим за столом. Мы не давали смартфоны нашим детям, пока им не исполнилось 14 лет. Они жаловались, что другие дети получали их раньше».
Примеру Гейтса и Джобса следуют многие руководители технологических компаний.
Крис Андерсон, исполнительный директор 3D Robo­tics, ввел ограничения на использование гаджетов для членов своей семьи: настроил девайсы таким образом, чтобы каждым из них не могли пользоваться более пары часов в сутки.
– Мои дети обвиняют меня и жену в том, что мы слишком озабочены влиянием технологий. Они говорят, что никому из друзей не запрещается пользоваться гаджетами, – рассказывает он.
У Андерсона пятеро детей, им от 6 до 17 лет, и ограничения касаются каждого из них.
– Это потому, что я вижу опасность чрезмерного увлечения интернетом как никто другой. Я знаю, с какими проблемами столкнулся я сам, и я не хочу, чтобы эти же проблемы были у моих детей, – объясняет он.
Под «опасностями» интернета Андерсон подразумевает нерелевантный контент и возможность для детей стать зависимыми от новых технологий так же, как стали зависимыми многие взрослые.
Алекс Константинополь, директор OutCast Agency, говорит, что ее пятилетний сын вообще не использует гаджеты в будние дни. Двое других детей, которым от 10 до 13 лет, могут пользоваться планшетами и ПК в доме не дольше 30 минут в день.
Эван Уильямс, основатель Blogger и Twitter, рассказал, что у двух его сыновей тоже есть такие ограничения. В их доме сотни бумажных книг, и ребенок может читать их сколько угодно. А вот планшетами и смартфонами они могут пользоваться не дольше часа в день.

* * *
Исследования показывают, что дети до десяти лет особенно восприимчивы к новым технологиям и практически становятся зависимыми от них. Так что Стив Джобс был прав: исследователи говорят, что детям нельзя разрешать пользоваться планшетами больше получаса в день, а смартфонами – дольше двух часов в сутки. Для 10-14-летних детей использование ПК допускается, но только для выполнения школьных заданий.
Так чем же занять своих детей? Автор книги о Стиве Джобсе говорит, что гаджеты, с которыми ассоциировалось его имя, он легко заменял общением с детьми и обсуждал с ними книги, историю – да все что угодно. Но при этом ни у кого из них во время разговора с отцом не возникало желания достать айфон или айпад.
Готовы ли вы к подобным ограничениям, и чем вы занимаете своих детей? Ждем ваших ответов в наших соцсетях.

Информация из открытых источников.

Комментарий специалиста

Жанна КАЛЕНКОВИЧ, психолог Каменецкого ТЦСОН:
– Проблема зависимости от гаджетов сейчас как никогда остра. Часто можно наблюдать картину, когда ребенку дают смартфон, чтобы он не мешал. Дети быстро привыкают, родителей устраивает тишина, а потом взрослые удивляются, почему с детьми невозможно найти общий язык.
Потребность в общении – это первая социальная потребность человека. Навыки его закладываются в раннем детстве, и детям до 3-х лет важно как можно больше общаться с родителем. От 0 до 3 лет – возраст очень важный для развития зрения, формирования речевого аппарата и обогащения словарного запаса.
Виртуальная реальность влияет на психику, способность к эмпатии (сочувствию, сопереживанию проблемам другого человека), делает детей уязвимыми в условиях реальной жизни.
Влияние гаджетов на детей в возрасте 1-3 лет приводит к проблемам с концентрацией внимания к седьмому году жизни, что влечет проблемы с учебой.
Подростков привлекает общение в соцсетях: анонимность, можно обсуждать любую тему, много знакомых, в любой момент друга можно заблокировать, ничего не объясняя. Очень часто при реальной встрече подросток испытывает разочарование от общения с еще недавно привлекательным в виртуальном общении другом. Такие дети испытывают трудности в решении проблем в реальной жизни, в общении со сверстниками.
Если в семье нарушены детско-родительские отношения, наблюдается дефицит общения, то беспроблемная виртуальная реальность вытесняет обыденную, насыщенную проблемами жизнь. У ребенка развивается компьютерная зависимость.
Сколько времени ребенок может проводить за компьютером, телевизором, находиться в социальных сетях? До 2-3 лет он должен общаться с мамой и папой, исследовать реальный внешний мир, играть с реальными предметами. В 4-5 лет – 10 минут в день; 5-7 лет – 20 минут; 8-11 лет – 30; 12-14 лет – 45; 15-18 лет – 1-2 часа (каждые 30-40 минут отходить от монитора, чтобы сделать зарядку и гимнастику для глаз).
Чтобы предотвратить развитие компьютерной зависимости детей, следует помнить следующее.
Виртуальная реальность при умелом использовании является полем для развития человека, но она не должна заменять другие способы познания и общения.
Именно мама и папа должны предложить альтернативную реальность, которая заменит виртуальную. Им выбирать: водить ребенка по спортивным секциям, кружкам, гулять на улице в любую погоду или купить планшет (телефон)?
Родители должны установить четкие правила пользования гаджетами для всей семьи: определить пространство и время, свободное от них. Если ваша работа связана с компьютером, в беседах с ребенком акцентируйте его внимание на том, что он необходим для работы.
Объясните, что компьютер не право, а привилегия, поэтому проведение времени за ним подлежит контролю со стороны родителей. Но не злоупотребляйте своим «правом на запрет», ведь «запретный плод сладок».
Заметив компьютерную зависимость у ребенка, не устанавливайте резкие запреты, а предложите другие способы времяпрепровождения.
Обратите внимание на компьютерные игры, в которые играют дети. Обсуждайте их с ними, отдайте предпочтение развивающим, предложите чтение книг на тему онлайновых игр.
Важно вовремя обратиться к психологам в специализированные центры.
Если у ребенка нет необходимости выйти в Интернет, учите его выключать компьютер.
Не разрешайте есть, сидя за монитором.
Отключите автоматические оповещения о поступлении на почту новых писем.
Отрегулируйте режим сна ребенка.
Сделайте царство «безграничных» возможностей Интернета средством для приобретения навыков.
Зависимость от гаджетов, Интернета – полностью ответственность родителей. Лучшее, что они могут сделать для своих детей, – это отложить в сторону телефоны и планшеты и просто общаться, иг­рать, шутить.