«О малой родине. Пронзительно и тревожно» Определены победители районного конкурса «Золотое перо «Белой Руси»

Те наши читатели, что внимательно следят за творческой, одаренной, талантливой молодежью района, уже давно хорошо знакомы с 11-классницей Пограничной СШ Валерией Иванюк. Эта девушка не только хорошо учится в школе, но и активно участвует в мероприятиях и конкурсах различных уровней.

Так, в списках победителей и особо отмеченных участников районного этапа конкурса работ творческой молодежи «Золотое перо «Белой Руси» имя Леры появлялась трижды! В 2017 году за фотографии 3 поколений своей семьи, объединенные общим названием «Ад прадзедаў спакон вякоў», она получила грамоту за активное участие в номинации «Семейный альбом».

В 2019-м Валерия Иванюк заняла 1 место в номинации «Моя неповторимая малая родина» (за эссе «Испытание любовью»), а в году нынешнем повторила свой успех – снова 1 место!

Под чутким руководством учительницы русского языка и литературы Раисы Блиновой школьница написала поистине пронзительное эссе, с которым мы предлагаем вам познакомиться. Но сперва – немного об истории его создания…

Тема разрушенной Половецкой церкви (Половцы – старое название Пограничной. – авт.), рассказанная ниже, давно волновала и Раису Ивановну, и Леру, и всех жителей агрогородка в целом. Очень уж она трагическая, тревожная – без слез не расскажешь…

Собирая материал о страшном дне уничтожения храма, учитель и ученица обратились к свидетельнице тех событий Любови Степанюк, живущей сейчас в Песчатке. Бабушка поделилась тяжелыми воспоминаниями, а также припомнила свой сон, как оказалось – пророческий, увиденный на следующий после трагедии день (с него и начинается эссе Валерии).

Ценными сведениями поделилась также жительница Пограничной Вера Овечкина, от которой, к примеру, стало известно, что одна из икон из разрушенного храма («Крещение Руси») сейчас хранится в доме жителя Пограничной Сергея Шимонюка… А ценными архивными материалами и фотографиями по теме с юной исследовательницей с радостью поделился учитель истории местной школы Вячеслав Вавринюк.

Что получилось в итоге общей работы над изучением истории малой родины? Читайте сами…

👤Анастасия НАРЕЙКО.

 

Ангелы здесь больше не живут

И приснился Любочке сон. Красивый, высокий-высокий храм… Золоченые купола… Стены оклеены холстом. Половецкая церковь! Из распахнутых дверей храма выходят не люди. Людей там нет. Из церкви выплывает красивая породистая гнедая лошадь… Стала на крыльце, оглядела все вокруг и исчезла…

Любочке было тогда 12 лет. Когда ей приснился этот сон, церкви уже не было. Ее разрушили. В нее не попала бомба во время войны. Не ударила молния. Не пожар, не стихийное бедствие уничтожили ее. Разрушили ее люди, намеренно, хладнокровно.

Слух о том, что приехали рушить храм, облетел всю округу моментально. Несмотря на требование разойтись, людей становилось все больше. Ни мольбы о пощаде, ни молитвы, ни живой щит вокруг церкви – ничто не остановило исполнителей этого кощунства. Ни у одного не дрогнуло сердце. Кричали женщины, плакали колокола, трещало дерево, ангелы падали замертво.

Ученикам строго-настрого было приказано не приближаться к этому месту. Но они все равно пришли. Пришла и Люба. Плакала. Вспомнила, как бабушка брала ее с собой на службу. Мур вокруг церкви был каменный, широкий (дети бегали по верху). Бабушка расстилала плед на травке, развязывала узелок с коржиками.

Колокольня возвышалась отдельно от главного здания. Высокая-высокая, далеко был слышен звон колоколов. Говорили, будто чаша для причастия в этой церкви была из чистого золота. Иконы огромного размера (видно, церковь была немаленькая). Вот «Тайная вечеря», вот «Георгий Победоносец», а вот «Крещение Руси». Иконам не дали пропасть, вытащили из мусора, разобрали по домам местные жители.

Еще на территории храма стояла сторожка. В ней жила юродивая старушка по имени Гапка. Пока было тепло, бабушка ютилась в сторожке. А как наступали холода, ходила по людям. У одного поживет недельку, у другого, третьего. Смотришь – и зима закончилась. Люди жалели ее, кормили.

Последними, кто венчался в этой церкви, были жители деревни Песчатка Леонилла Федоровна Пушкаревич и Иван Иванович Якубик. Люба запомнила, как невеста, выходя из церкви, разбрасывала конфеты. Совсем как сейчас делают все невесты.

Храм на заднем плане, 1961 год.

Первое упоминание о Половецкой церкви найдено в актах, издаваемых Виленскою комиссиею «Для разбора древнихъ актовъ». Томъ XXXIII «Акты, относящiеся къ истории Западно-русской церкви», в котором говорится, что церковь существовала до унии. В 1528 году канцлер Остафий Волович, бывший тогда старостой Берестейским и Кобринским, написал прошение на имя своего Мелейчицкого наместника, чтобы тот обезопасил местного священника Половецкого от притязаний некоего Марка. В Половцах при Михайловской церкви был священником в данную пору Иван Парфенович.

Из «Ведомости с церкви, состоящей в с.Половцахъ за 1924 годъ»:

«Церковь реконструирована в 1810 году тщанiем графини Ожаровской, в 1874 году капитально ремонтирована прихожанами. Зданием деревянная съ железной крышей… Престолов одинъ во имя св. Архистратига Михаила, престольный праздник 6-го сентября. В ограде при церкви въ 1894 году построена небольшая деревянная сторожка. Колокола вывезены въ 1915 году въ глубь России и до сих пор не возвращены».

Сейчас место, где стоял храм, заросло кустарником. Деревья постарели. Справа – граница, слева – кладбище, а прямо на юг – железная дорога в Польшу, по которой не ходят поезда. Мрачное, нехорошее место. Только поседевшие камни напоминают о том, что когда-то здесь звонили колокола и смеялись дети. Говорят, что в старые времена церкви строились так, чтобы в месте поселения людей был слышен колокольный звон трех храмов. Здесь слышны колокола только двух: в Суходоле и польской деревне Вулька.

Могильный крест на месте церкви.

А сон тот стал жуткой легендой. Выходит из дверей разрушенного храма та самая лошадь. На ней нет всадника. Всадника она ищет сама. И это уже не лошадь. Это демон смерти. И всадник находится, молодой, полный сил. Без всяких видимых причин он добровольно выбирает иной мир. Добровольно уходит из жизни. Он садится на эту лошадь и становится всадником смерти. Каждый год она выбирает себе жертву, а иногда и две. Судите сами…

Из милицейской хроники: 9 человек покончили с собой, одного завалило зерном на сушилке, один выпал из окна, еще один попрощался с жизнью именно на том месте, где стояла церковь. Все они жители одной деревни, которая в разное время называлась по-разному: Половцы, Голя, Пограничная. Все они ушли из жизни добровольно. Почему? Никто не может ответить на этот вопрос. Лежат они все на этом самом кладбище, которое с южной стороны вплотную примыкает к территории разрушенного храма.

Те, кто разрушал храм, тоже были молодыми. Осенним днем 1962 года учащиеся СПТУ в Высоком выполнили приказ, подчинились чужой воле. Не думали, как отзовутся их действия через много поколений. А они отозвались. Сиротством малолетних детей, загубленными молодыми жизнями, их неродившимися детьми, слезами матерей.

Не много ли для одной небольшой деревни с количеством жителей 361 человек? Что это? Аномальная зона или злой рок, расплата? Ясно одно. Ангелы здесь больше не живут. Сколько молодых людей погибло по необъяснимым причинам!

Нет больше ангелов этого места. Они убиты железной кувалдой. Они погребены под толстым слоем нашего бездушия и неверия.

Произойдет великое чудо, если они возродятся и воскреснут. Как помочь им? Как помочь нам?

👤Валерия ИВАНЮК,

ученица 11 класса Пограничной СШ.