Формируется законодательная база

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, седьмая сессия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь четвертого созыва проходила с 3 октября по 21 декабря 2011 года. В сессионный период состоялись 3 совместных заседания Совета Республики и Палаты представителей, проведено 6 заседаний Совета Республики. В ходе сессии одобрено 50 законопроектов, в том числе 21 законопроект о ратификации международных договоров и соглашений. Принято 74 Постановления Совета Республики. В настоящее время все законы подписаны Главой государства.
Отличительная особенность работы данной сессии – законодательное закрепление широкого спектра общественных отношений, ранее урегулированных на уровне подзаконных актов. В частности, впервые в Беларуси приняты законы «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека», «О вспомогательных репродуктивных технологиях» и «О противодействии торговле людьми».
Кроме того, приняты новые законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об оказании психиатрической помощи», «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» и «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь». Соответственно законодательные акты, регулирующие общественные отношения в указанных сферах в настоящее время, признаются утратившими силу.
Ключевой момент прошедшей сессии – одобрение членами Совета Республики основополагающих финансовых документов – законов «О республиканском бюджете на 2012 год», «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2012 год» и «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь».
Важнейшими новациями последнего нормативного акта стали снижение налоговой нагрузки (уменьшение размеров ставок налога при упрощенной системе налогообложения, налога на прибыль), введение в налоговое законодательство новой формы поощрения плательщиков. Комплексный подход к упорядочению сферы налоговых и бюджетных отношений был одобрен Советом Республики при рассмотрении проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам бюджетных и налоговых отношений». Данным актом из законов, не регламентирующих названную сферу, исключены положения, содержащие нормы бюджетного и налогового законодательства, что согласуется с правилом, закрепленным в Бюджетном и Налоговом кодексах Республики Беларусь, согласно которому включение указанных положений в другие (помимо названных кодексов) акты законодательства запрещается.
По результатам седьмой сессии нормативное регулирование ряда общественных отношений было серьезно изменено и дополнено. В частности, новации коснулись брачно-семейных отношений. Так, Законом Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье» установлена возможность заключать брак в любом органе, регистрирующем акты гражданского состояния, по выбору лиц, вступающих в брак. Предоставлено право расторгать брак не только в суде, но и в органах, регистрирующих акты гражданского состояния (при условии согласия супругов, отсутствия несовершеннолетних детей и споров об имуществе), сокращены сроки осуществления административных процедур в этой сфере.
Предусмотрены новеллы в сфере адвокатской деятельности. В Законе Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» закреплена возможность образования новых организационных форм адвокатской деятельности – адвокатского бюро и индивидуальной адвокатской деятельности, которые наряду с юридическими консультациями составят основу системы адвокатуры, а также существенно расширен перечень видов юридической помощи, которую вправе оказывать адвокаты.
Значительное место в повестке дня сессии занимали вопросы совершенствования правовых основ укрепления национальной безопасности и оптимизации работы правоохранительных органов. Законодательное оформление получила деятельность Следственного комитета Республики Беларусь, созданного по инициативе Главы государства. Усовершенствованы меры по обеспечению безопасности граждан при проведении массовых мероприятий и защите их интересов при использовании информационных систем. Ряд законодательных решений направлен на снижение коррупционных рисков, а также на предоставление дополнительных гарантий безопасности лицам, способствующим выявлению фактов коррупции. Среди новаций в области гражданского судопроизводства – введение процедуры заочного разбирательства гражданских дел. В уголовном судопроизводстве расширены полномочия суда кассационной инстанции. Ему предоставлено право непосредственного пересмотра приговоров, не вступивших в законную силу, что позволит значительно сократить число случаев направления дел на повторное рассмотрение в суды первой инстанции.
В ходе седьмой сессии, как и в предыдущие периоды, члены Совета Республики традиционно уделяли большое внимание социальной сфере. В результате в области оказания медицинской помощи определены правовые и организационные основы применения вспомогательных репродуктивных технологий (Закон Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях»); Законом Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи» закреплена презумпция отсутствия психического расстройства (заболевания), согласно которой лицо считается не имеющим такого расстройства (заболевания), пока его наличие не будет установлено в порядке и на условиях, предусмотренных названным Законом; определены профилактические мероприятия по предупреждению распространения социально опасных заболеваний, вируса иммунодефицита человека (Закон Республики Беларусь «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека»). Кроме того, установлены правовые и организационные основы предотвращения неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания (Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), уточнены гарантии, предоставляемые детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа указанной категории детей (Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Следует отметить, что более 20 одобренных Советом Республики законов выражали согласие Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров. Примерно треть из них направлена на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, Единого экономического пространства и Евразийского экономического сообщества. Эти документы регламентируют вопросы обеспечения согласованной экономической политики Республики Беларусь и государств-партнеров, а также формирования общих рынков товаров, услуг, рабочей силы и капитала. В период седьмой сессии также были рассмотрены законопроекты, направленные на развитие двусторонних партнерских отношений Республики Беларусь с государствами-членами Евразийского экономического сообщества. Таким образом, Совет Республики участвует в работе по имплементации* в национальное правовое поле норм международного права и в формировании правовых основ взаимовыгодного сотрудничества Республики Беларусь с иностранными государствами и международными организациями.
Убежден, что Совет Республики в целях достойного представления интересов народа будет делать все возможное, чтобы законы носили социальную направленность, содействовали свободному и гармоничному развитию каждого человека, чтобы результаты законотворческой работы гарантировали стабильность и спокойствие в обществе.
Юрий Мороз, член Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по региональной политике и местному самоуправлению, генеральный директор открытого акционерного общества «Беловежский», кандидат экономических наук, заслуженный работник сельского хозяйства Республики Беларусь.
*Имплементация (международного права) (англ. implementation – «осуществление», «выполнение») – фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне, а также конкретный способ включения международно-правовых норм в национальную правовую систему. Главное требование имплементации – строгое следование целям и содержанию международного установления.)

Добавить комментарий