По следам кота Сами

В заброшенной деревне в пуще прошла премьера спектакля

До деревни Стойлы Пружанского района от Каменца – 35 км. Спектакли здесь показывают необычные, батлеечные, и деревня тоже необычная, шесть лет назад схоронившая последнего своего постоянного жителя. Но сама не умерла. Мало того, время от времени собирает у себя самых разных людей из разных уголков Беларуси, а в доковидные времена – и других стран. Вот и на этот раз приехали гости из Каменца, Бреста, Кобрина и Минска. Ну а как же: премьера!

Хозяйка усадьбы встречает гостей

 

Премьера состоялась в «Вясковым рэнесансе». Вот представьте: опустевшая деревня в пуще, покосившиеся хаты, упавшие заборы и одичавшие сады, лишь несколько домов, перестроенных горожанами под дачи, оживляют пейзаж, и на фоне этой минорной заброшенности – большой деревянный дом с искусной резьбой и панорамными окнами, украшенными затейливой вытинанкой. Это и есть культурно-образовательный центр «Вясковы рэнесанс». Его построили брестчане Лариса и Александр Быцко. Он – логист, занимается транспортными перевозками. Она – работник культуры. В свое время именно она открыла миру талант Миколы Тарасюка, того самого последнего жителя деревни Стойлы, самобытного мастера, создавшего уникальный деревянный народ. Тогда и влюбилась в Стойлы. В 2012 году они с мужем купили здесь пустовавший дом, спустя два года зарегистрировали его как агроусадьбу, а еще спустя время взяли кредит в банке и по­строили этот центр. «Как вообще вам пришло в голову создать такой центр в такой глуши?» – спросила ее однажды одна непосредственная девочка из группы каменецких школьников, приехавших к ним «на программу». Этим вопросом супруги Быцко сами порой задаются до сих пор.

А пять лет назад они увлек­лись батлейкой. Идея создать батлеечный театр, рассказывает Лариса, пришла к ней во сне, вскоре после смерти Миколы Тарасюка. «Его деревянный народ – это тоже одна белорусская батлейка, жизнь белорусов от рождения до смерти. И я решила, что это нужно сделать», – объясняет она. И тут же признается: сколько живут с мужем, никогда не думали, что будут играть в куклы. А вот случилось же, когда свои дети выросли и разъехались…

Сейчас в репертуаре их маленького театра четыре спектакля, идущих на белорусском языке. Первым был «Цар Ірад», рассказывающий о Рождестве Хрис­товом, и зрителям его показывают только в декабре и январе. Следом был создан «Прытулак памяці» – глубоко философский и эмоционально сильный спектакль по пьесе поэта и тележурналиста Николая Прокоповича, больше известного как Микола Пракапович. Он повествует о деде Тарасюке, Стойлах и вообще об исчезающей белорусской деревне. Это спектакль-путешественник. Супруги объездили с ним практически всю Беларусь, показывали его в Польше, Германии и в Украине. Оказалось, что он актуален во многих странах, потому что умирающая деревня – это общая тенденция. В этом году в Стойлах «Прытулак памяці» по традиции первый раз покажут 8 мая, в день рождения Миколы Тарасюка.

Еще один спектакль в афише театра – «Палеская батлейка». Он тоже про Рождение Христа, и очень сложный в исполнении, потому что повествование в нем ведется на полесском диалекте. На эту идею Ларису вдохновил ученый с Полесья Федор Климчук, который 15 лет переводил Евангелие на язык своей деревни Симоновичи, что в Дрогичинском районе. С этим спектаклем Ларису с Александром приглашают на всякие серьезные форумы, его снимал National Geographic…

Во время спектакля

 

Но все это время супруги мечтали поставить спектакль «всесезонный», универсальный, который можно было бы показывать круглый год и для самой разной публики. В итоге родилась идея рассказать о Беловежской пуще, в которой и находится их усадьба «Стулы» (так когда-то называлась деревня Стойлы). Причем рассказать о ней от имени кота Сами. Кот – абсолютно реальный персонаж. Он много лет живет в квартире Быцко в Бресте, этакий типично городской житель, но в прошлом году хозяева решили переждать эпидемию коронавируса в деревне и взяли с собой Сами, который, освоившись, тут же стал исследовать окрестности. По сюжету спектакля, Сами, увлекшись погоней за птичками-бабочками, оказался далеко от дома и заблудился. В лесу встречает многих обитателей пущи, просит их помочь «бедному городскому коту», но зверям недосуг, потому что у них масса своих проблем из-за человека. Уж умирает от жажды, потому что болото, в котором он обитал, исчезло после мелиорации. Белочка лишилась дубовой рощицы, где пополняла желудями свою кладовую. Енот запутался в полиэтиленовом пакете, который выбросил в лесу кто-то из туристов. А волк и дикая свинья с поросятами спасаются бегством, потому что по их следам идут охотники. Измученный голодом и страхом, Сами засыпает под деревом, и ему снятся животные, которые когда-то населяли пущу, но были истреблены человеком. Среди них и тур, первобытный бык, исчезнувший в Европе около 400 лет назад. «Мы спраўляліся з любым дзікім зверам, – говорит он коту. – Бачыш, якія моцныя у нас ногі, якія вялікія рогі. Але горш за самага дзікага звера хітры і страшны чалавек. Табе пашчасціла. Ты спаткаў добрых людзей. Вяртайся да іх і передавай паклон пушчы. І беражы яе. Бе-ра-жы…!»

Спектакль «Самі з вусамі» задуман как часть экскурсионной программы для гостей усадьбы. После просмотра им предложат отправиться в экологический тур по пуще, по следам кота Сами. Александр Быцко, который страстно влюблен в лес и прекрасно в нем ориентируется, научит разбираться в следах диких животных и узнавать птиц по голосам. Ну а к развлекательному и познавательному компоненту экскурсии хозяева «Стулов» решили добавить еще и полезный: гостям предложат взять с собой в лес пакеты для мусора, чтобы по пути очистить лес от того, что там оставляет человек. Возможно, хоть кого-то из нас это научит относиться к лесу бережнее…

Елена ТРИБУЛЕВА

Анатолий Турков у своей скульптуры