Почти полсотни деревянных ложек в коллекции у жительницы Каменюк

Целая россыпь деревянных ложек. Маленькие и большие, с круглой чашечкой и вытянутые, расписные под хохлому и демонстрирующие естественную структуру дерева… В коллекции Елены Комаровой из Каменюк насчитывается около полусотни деревянных ложек разных форм и мастей. И лишь изредка среди них попадаются фарфоровые или металлические с сувенирной гравировкой. «Не везде деревянную ложку можно найти. Приходится брать то, что есть», – поясняет Елена.

НЕ МАГНИТИКИ ЖЕ ПОКУПАТЬ!

С ложками она тесно дружит лет с 14 – с тех пор, как в колледже (Елена с мужем – коренные москвичи, переехали в Беларусь девять лет назад, оба работают в сфере культуры) стала играть в коллективе ложкарей. Потом создала свой коллектив, потом набрала малышей и стала их обучать игре на ложках… «И когда мы с мужем ездили куда-то отдыхать в выходные, или с коллективом бывали на гастролях, воп­рос, что привезти в качестве сувенира, даже не стоял. Не магнитики же покупать!» – улыбаясь, вспоминает Елена Валерьевна.
У нее сохранилась одна ложка с времен, как она руководила «Сонцевскими ложкарятами». С поблекшей краской, треснувшей чашечкой, но дорогая как память. Дело в том, что «музыкальные» ложки, выс­тупающие в качестве музыкального инструмента, долго не живут. Слишком большая на них нагрузка. Поэтому чашечка в таких ложках не столь глубокая, а стенки толще. И все равно выходят из строя довольно часто. Сейчас у Елены вновь есть свои «ложкарята», она набрала группу детей в районном ДК, и ложки для них только успевай поставлять. А это не так-то просто: для «музыкальной» ложки требуется особая технология обработки, и не каждый мастер сог­лашается браться за такое хлопотное дело…

Но в коллекции у нее ложки другие, не игровые. Самые старые достались еще от бабушки. Откуда они появились в той московской семье, теперь никто не скажет, но Елена точно помнит, что у бабушки в гостях она ела исключительно деревянной ложкой, и она ей нравилась много больше обычной металлической. Как нравилось и обгрызать у этой ложки края. «И никто не переживал, что наедимся краски или лака», – смеется она. Еще несколько деревянных ложек перекочевали к ней от родителей мужа, но видно, что их берегли и супы ими не черпали: они до сих пор как новенькие.

ЛОЖКИ НЕ ДЛЯ ЩЕЙ

Мы перебираем ложки из ее коллекции. Вот эти пять именных (каждому по ложке: им с мужем и трем сыновьям) вырезал для них в подарок их хороший друг семьи, когда увлекся резьбой, и в качестве исходного материала для первой своей работы выбрал граб, очень тяжелый в обработке. Вот эти расписаны под мат­решку – такие яркие и красочные, что хлебать ими щи прос­то рука не поднимется. Это хохломская сувенирная. Это суздалевская. Из Гжеля привезли ложку фарфоровую, потому что деревянных там просто нет. Из Калязина тоже. Есть ложки из Нового Иерусалима, Будвы (друзья привезли в подарок), из Казани… Эту, к слову, привез им Кыш-Бабай, татарский Дед Мороз, когда приезжал на празднование 10-летия Помес­тья Деда Мороза в Беловежской пуще… А эта вообще на привычную ложку не похожа: какой-то бочонок на палочке с продольными бороздками. Оказывается, это для меда: струйка меда с такой ложечки-палочки прольется точно в указанное место.

А вот эту симпатичную ложечку они с мужем привезли из музея баклуши, что в поселке Семибратово Ярославской области. Собственно, этот музей – лишь часть большого туристического комплекса, включающего библиотеку варенья, факультет скворечников, «медвежий угол» с живыми медведями и прочее. Но музей баклуши (кто не знает: баклуша – это заготовка для деревянной ложки) интересен тем, что именно их промыслом славились в свое время здешние мастера. И бить бак­луши вовсе не значит бездельничать, как это принято считать. Это сложный и трудоемкий процесс. В музее можно увидеть, как бьют баклуши, как правильно высушивать заготовки, чтобы ложки не трескались и дольше служили, чем их обрабатывать… В коллекции музея огромное количество ложек, и с каждой связано множество старинных обрядов и примет. Есть свадебные, есть крестильные, и даже огромные ложки волжских бурлаков тоже есть…

О ТРЕПЕТНОМ ОТНОШЕНИИ

У Елены коллекция, понятное дело, много скромнее, но не менее ей дорога. Поэтому дома, в обиходе, они деревянными ложками не пользуются. Вот всякими толкушками, лопаточками, вилочками, которые используются в процессе готовки, – это сколько угодно. А ложки жалко. «Я как-то особенно трепетно стала к ним относиться», – смеется Елена. И тут же признается: когда у ее «ложкарей» вдруг выходят из строя ложки, а мас­тер не успевает изготовить им замену, в дело пускается что-то из того, что есть у нее в коллекции «про запас».
Но это, согласитесь, очень уважительный случай…
Елена ТРИБУЛЕВА.
Фото Виталия ДУЛЕВИЧА.