Роль Министерства юстиции в обеспечении прав и законных интересов граждан

Министерство юстиции – государственный орган, в компетенции которого в той или иной мере находятся практически все аспекты государственной, общественной и частной жизни. Успешное развитие государства и общества прежде всего связано с политической и экономической стабильностью, уверенностью, четким и оперативным регулированием отношений в разных сферах. Какие нормативные акты находятся в министерстве на юридической экспертизе? Активно ли развивается гражданское общество? Как контролируется работа риелторских организаций? Будут ли развиваться суды присяжных? Насколько активно белорусы пользуются возможностью электронного обращения? На какую помощь могут рассчитывать белорусы, оказавшиеся в трудном положении за рубежом? На эти и другие вопросы во время online конференции ответил министр юстиции Беларуси Олег Леонидович Слижевский.
Стоит ли пересматривать белорусское избирательное законодательство? В частности, исходя из того, насколько развита в республике партийная система?
– В Беларуси на сегодняшний момент зарегистрировано 15 политических партий. Я не могу сказать, что у нас развита партийная система. Численность большинства партий, которые действуют в республике, незначительно превышает минимально установленную законодательством численность в 1 тыс. человек. О чем это говорит? Какой-то серьезной поддержки со стороны населения политические партии не имеют.
Безусловно, для того, чтобы рассматривать избирательную систему на предмет ее трансформации, нужны основания. Такие дебаты в обществе идут. В частности, обсуждается вопрос, стоит ли переходить с мажоритарной на пропорциональную или смешанную систему. На сегодняшний момент в республике хорошо зарекомендовала себя мажоритарная система, которая позволяет любому избирателю знать в лицо кандидата, за которого он голосует. Введение пропорциональной или смешанной системы подразумевает, что голосование будет вестись за какую-то конкретную партию, ее политическую программу. Гражданин не всегда уже будет знать, кто непосредственно персонально попадет в парламент.
В целом переход на какой-то другой уровень избирательной системы требует более тщательного изучения. Возможно, в будущем этот вопрос будет рассматриваться, но для того, чтобы такая система действовала, партийная составляющая должна быть высокого уровня. То есть партии должны иметь реальную социальную поддержку.
В январе 2012 года вступил в силу закон «О работе с обращениями граждан», который в том числе четко прописывает механизм электронного обращения. Можно ли уже говорить о результатах действия закона? Насколько активно белорусы пользуются возможностью электронного обращения?
– В наше время, безусловно, это именно та форма общения между гражданами и государственными органами, которая, во-первых, является удобной. Удобство – это самое главное. Человеку не надо писать письмо, идти на почту, чтобы его отправить, – он может сидя дома, независимо от того, где находится – в городской или сельской местности (ведь сегодня у нас и на селе созданы необходимые условия для пользования Интернетом), – написать письмо в любой государственный орган с вопросом, который его интересует. Единственное – есть требование по форме этого обращения. Оно закреплено в соответствующем законе об обращениях граждан. Если гражданин выполнил все эти требования, такое обращение подлежит рассмотрению в общем порядке, как и любое другое обращение, которое поступает в государственный орган.
Это право существовало и раньше. В частности, в Министерстве юстиции обращения, поступающие в электронном виде, рассматривались и до вступления в силу соответствующих норм. Но когда нормы были закреплены законодательно, это послужило определенным сигналом для граждан, которые стали более активно использовать такую форму работы с государственными органами.
Что касается количества поступающих электронных обращений, то в качестве примера можно привести статистические данные по Министерству юстиции. Так, с 22 января 2012 года, то есть с момента вступления закона в силу, на рассмотрение в Министерство юстиции поступило 2950 обращений граждан и юридических лиц. Из них по электронной почте — 392, что составляет около 14%. За аналогичный период прошлого года (до принятия закона) в Министерство юстиции было направлено 2210 обращений, 16 из которых составляли электронные (не более 1%). В 14 раз количество электронных обращений возросло в Министерстве юстиции.
Несмотря на положительные стороны, существуют и определенные сложности, связанные с электронными обращениями граждан. В первую очередь они связаны с тем, что зачастую граждане, направляя обращения, не задумываются о компетенции того или иного органа – часть обращений, которые приходят, направляются просто не по адресу. Некоторые обращения направляются сразу в несколько госорганов. То есть, с одной стороны, электронные обращения – это простота и удобство для граждан. Вместе с тем, это увеличивает нагрузку на государственные органы, которые рассматривают обращения в большем объеме, в том числе те, которые не подлежат рассмотрению в этом государственном органе. В любом случае, по законодательству, обращение, даже если оно поступило не по адресу, требует ответа, пусть и короткого. А это определенные временные затраты. Однако еще раз подчеркну, что все эти нормы направлены на то, чтобы в максимальной степени создать удобства для граждан в реализации их прав и законных интересов. Думаю, что по мере развития информационных технологий востребованность в электронных обращениях будет возрастать.
Насколько легко сегодня в Беларуси зарегистрировать общественную организацию?
— Структура общественных организаций в Беларуси достаточно разнообразна. Они создаются по интересам, профессиональному признаку и т.д. Всего более 2 400 таких организаций созданы и действуют в республике.
Каждое государство устанавливает свой порядок регистрации общественных организаций, исходя из сложившихся условий. Сегодня в Беларуси нет никаких проблем зарегистрировать общественную организацию, если соблюсти требования, которые предусматривает законодательство. Существует определенный перечень документов, порядок проведения учредительных мероприятий. Когда документы предоставлены, порядок соблюден, организация регистрируется. Численность организаций показывает, что этот процесс реально идет.
Чтобы создать организацию в Минске, достаточно того, что 10 человек соберутся, проведут собрание и подадут необходимые для регистрации документы в Министерство юстиции. На их основании принимается решение о регистрации общественной организации.
Каким образом оформляются отношения адвоката и его клиента?
– Деятельность адвоката с гражданином осуществляется на основе договора об оказании юридической помощи. Установлена форма договора. В любой коллегии адвокатов, юридической консультации эта форма договора есть, и при обращении к любому адвокату эта форма, этот договор предоставляется. В любом случае форма взаимодействия между гражданином и адвокатом имеет договорную основу. Это касается и сумм, которые прописываются в договоре, они, естественно, не должны выходить за рамки договора. Это не то, что не рекомендуется, это незаконно.
Читаю на вашем сайте о введении национальных традиций в обряд бракосочетания. А по статистике белорусы стали чаще разводиться, много матерей-одиночек… Подумалось: поход в ЗАГС у людей стал ассоциироваться с турпоездкой. Зачем тратить деньги налогоплательщиков на пафосные ритуалы? Переведите ЗАГСы на самоокупаемость! И второй вопрос: не планируется ли вернуть процедуру разводов в компетенцию ЗАГСов.
– И по первому, и по второму вопросу уже приняты соответствующие решения. В частности, что касается самоокупаемости загсов, безусловно, речь не идет о выходе на полную самоокупаемость, но в то же время уже оказываются платные услуги со стороны загсов в зависимости от пожеланий брачующихся. Это, в том числе, и выезд в некие красивые, значимые места по выбору молодоженов: в Национальный художественный музей, в городскую Ратушу. Но эти услуги, повторюсь, являются платными.
Что касается функций по расторжению брака, то уже принято соответствующее решение на законодательном уровне, создана нормативно-правовая база, с 1 января 2013 года оно вступит в силу. В соответствии с ним, в случае, когда у сторон нет спора об имуществе и нет несовершеннолетних детей, решение о расторжении брака будет приниматься органами ЗАГСа.
В 2011 году Польша отменила соглашение с Беларусью о правовой помощи. Как сейчас происходит сотрудничество в правовой сфере с Польшей?
– Существующие межгосударственные договоры сейчас действуют между нашими сторонами, поступающие запросы в рамках этих договоров выполняются в двустороннем порядке, никаких проблем нет.
Как обстоят дела в Беларуси с доступом граждан к информации о деятельности судов, в частности приговоров, решений, определений и т. д.? Будут ли судебные акты размещать в сети Интернет? Развивается ли в Беларуси электронное правосудие? Как мне кажется, общие суды в этом плане существенно отстают от хозяйственных.
– В настоящее время доступом к такой информации о деятельности судов, как приговоры, решения, определения граждане не обладают. Вместе с тем прорабатывается вопрос о внедрении в перспективе типового Web-сайта районных (городских), областных, военных судов, а также «интернет-приемной» с применением средств идентификации – аутентификации как юридического лица, так и физического, предусматривающих в том числе предоставление доступа всем заинтересованным к централизованному банку данных судебных решений и к обобщенной судебной практике, электронную подачу заявлений вместо традиционных бумажных, получение информации по выбранному делу на свой электронный почтовый адрес и т.п. Однако пока – это вопрос на перспективу, он еще только изучается. Также прорабатывается вариант создания соответствующей корпоративной сети в судах для того, чтобы обеспечить максимальный доступ судам, судьям, судебным исполнителям к тем базам данных, которые позволят максимально быстро рассматривать дела, выносить решения и приводить их в исполнение, получив оперативную информацию из того или иного государственного органа.
Более подробно – на сайте БЕЛТА www.belta.by в разделе «ONLINE КОНФЕРЕНЦИЯ».

Добавить комментарий