Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» отметит полувековой юбилей: полвека на страже памяти

25 сентября исполнится ровно 50 лет, как в торжественной обстановке был открыт мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», пишет «Брестский вестник». Этот знаковый день останется в памяти не только брестчан, но и всех белорусов. Тогда пришли сотни участников Великой Отечественной войны, военнослужащих, горожан. Не остановила людей ни дождливая и сырая погода, ни бесконечные домашние дела. Отдать дань уважения погибшим, которые защищали Родину, вспомнить тяжелые дни войны для каждого советского гражданина — свято.

Не зарастает народная тропа в Брестскую крепость все эти годы. Память о тех трагических днях берегут дети, внуки, правнуки военного поколения. Прикоснуться к святыне приезжают не только родственники защитников крепости, но и простые люди, которым небезразлично политое кровью прошлое. О том, что место значимо, говорит и такой факт: с 1956 года крепость посетило 25 миллионов человек из 140 стран мира, и это не считая тех, кто просто по разным причинам приезжал в город над Бугом, да и местные жители с удовольствием приходят в цитадель.

Золотой юбилей стал прекрасным поводом еще раз заглянуть в историю и  вспомнить важные моменты жизни мемориала. Специально для читателей «БВ» экскурс провела заместитель директора по научной работе МК Лариса Бибик. Она рассказала о первых шагах его создания, объектах, которые размещаются в крепости, и многом другом.

С чего всё начиналось

«Мемориал наполнен особой атмосферой, каждый его уголок — это история, —говорит Лариса Бибик. — Решение о создании здесь целого комплекса показало свою правильность, поскольку память о событиях, происходивших на территории крепости, и людях, отдавших свою жизнь, должна жить вечно. В первую очередь признательны тем военным, которые стояли у истоков формирования. Эти люди находили предметы на территории крепости, сначала хранили их у себя, а потом передали в музей. Благодаря им в нем появился будильник, стрелка которого замерла в четыре утра 22 июня 1941 года, и много других ценных экспонатов, которые послужили стартом для создания Музея обороны. Открыли его 8 ноября 1956 года.  Первым начальником был назначен капитан Аркадий Крупенников.

Толчком к развитию мемориального комплекса послужил не только музей, но и то, что в 1964 году писатель Сергей Смирнов передал весь архив о защитниках крепости, который он собирал в течение десяти лет. Еще одним знаковым событием стало присвоение Брестской крепости почетного звания «Герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Затем Совет Министров БССР постановлением от 23 июля 1966 года № 295 утвердил творческую группу и поручил ей выполнить проект памятника защитникам крепости. В ее состав вошли известные архитекторы, художники, скульпторы СССР. Среди них народный архитектор Советского Союза, лауреат Государственной премии БССР, художник Владимир Король, народный художник БССР, лауреат Государственной премии, скульптор Андрей Бембель, лауреат Ленинской премии и Ленинского комсомола Беларуси, архитектор Валентин Занкович.

В течение 1967–1969 годов авторский коллектив разработал окончательное архитектурное решение всего мемориального комплекса, выполнил модели и рабочие чертежи всех сооружений, а также их благоустройства. После формирования общей идеи ансамбля, изготовления эскизов и моделей главных элементов разработали генеральный план. В качестве основных строительных материалов приняты наиболее прочные — бетон и железобетон, естественный камень — серый, красный гранит, лабрадорит, для облицовки обелиска — титановая сталь. Совет Министров БССР постановлением от 29 апреля 1967 года утвердил проектное задание на строительство мемориального комплекса «Брестская крепость-герой». В мае 1968 года начаты работы, а в октябре 1969-го проект мемориала принят для осуществления.

В центре Цитадели

Разместить основные объекты решили в центральной части крепости. «Это место на тот момент уже было свободным от воинских частей, — продолжает Лариса Бибик. — Здесь проводились изыскательские, научные и земляные работы. На остальной части крепости размещались воинские части, куда пройти можно было только по пропускам. Брестская крепость чем-то напоминала строительную площадку: каждый день на нее выходили научные сотрудники музея, чтобы забрать останки и найденные вещи военнослужащих».
По словам Ларисы Бибик, у каждого объекта, размещенного на главной площади крепости, свое значение. Главный вход четко соединился с природой и фортификацией,
представляет собой врезанный в вал железобетонный параллелепипед с высеченной в нем пятиконечной звездой — символом Красной армии, стойкости, мужества, героизма. Изгибы символизируют разорванную жизнь… Дополняют главный вход позывные Центральной радиостанции Советского Союза — голос Юрия Левитана, который оповещает о вероломном нападении нацистской Германии на СССР, звучит песня композитора Александрова «Священная война», звуки бомбежки и стрельбы.

«До сих пор вызывает дрожь Штык-обелиск — символ стойкости, мужества, верности воинскому долгу, победы над врагом, вечной славы героическим защитникам крепости, — рассказывает моя собеседница. — Но в основе идеи еще и то, что главным оружием защитников на тот момент была винтовка Мосина, она и послужила образцом для создания этого обелиска, который в 240 раз больше настоящего штыка к винтовке». Это сложное инженерное сооружение высотой 104,5 метра и весом 620 тонн. Самым ответственным моментом стал подъем Штыка-обелиска 5 июля 1971 года. Делали это в два этапа: вывод обелиска до угла 45 градусов и установка его в вертикальное проектное положение. На подъем ушло пять с половиной часов.

Скульптурная композиция «Жажда» рассказывает еще об одной из трагических страниц обороны Брестской крепости: острой нехватке воды в июне 1941 года. Водопровод выведен из строя еще в первый день войны, стояло необыкновенно жаркое лето. Вода была необходима не только для утоления жажды людей, но и для охлаждения пулеметов. А подступы к реке обстреливались, ночью берега освещали прожекторы. В память об этом и создали фигуру солдата, ползущего к воде с каской в руке, а растущие плачущие ивы дополняют трагизм тех событий.

Главный монумент — изображение воина на фоне знамени. О конкретных эпизодах и событиях героической обороны рассказывают горельефы на тыльной стороне монумента. Это огромная скульптура сразу привлекает внимание. В ней каждый может увидеть образ родного человека — защитника Отечества.

«Особое значение имеют Вечный огонь и гранитные трехъярусные плиты, — отмечает Лариса Бибик. — 18 сентября 1971 года под ними были перезахоронены останки 823 человек, погибших при обороне крепости в первые месяцы войны. Часть из них перенесли с гарнизонного кладбища, где были захоронены в  период с 1949 по 1969 год. Остальные — это найденные во время строительных работ в самом мемориале. 201 имя вынесено на плиты, оставшиеся похоронены как неизвестные, и неизвестными, к сожалению, они останутся навсегда. Здесь покоится 1038 человек. Последнее перезахоронение останков 58 бойцов, найденных при раскопках на территории крепости, было в 2011 году, удалось установить имена только троих из них».

…За 50 лет мемориальный комплекс не раз менялся, расширял свои границы, открывались новые экспозиции, объекты. Сквозь эти годы прошло много людей, которые преданно служили своему делу, хранили память, доносили до посетителей цитадели ужасающие, но правдивые сведения о Великой Отечественной войне. Перечислить поименно их всех на странице газеты просто невозможно. Но хочется сказать им спасибо за самоотверженный труд. Благодаря им память о трагических днях на брестской земле и защитниках крепости живет и будет жить вечно.

Источник: «Брестский вестник».
Наталья ШЛЯЖКО.
Фото автора.