Лев Паевский — священник, учёный, патриот…

get_imgИстория Каменца была бы неполной, если бы не многогранная одаренность и подвижничество таких людей, как Лев Семенович Паевский.

Далеко не каждый провинциальный священнослужитель упоминался на страницах многотомной, самой авторитетной в Российской империи «Энциклопедии Брокгауза и Ефрона» (более чем 40 ее томов были изданы в 1890-1907 годах).

Лев Семенович Паевский удостоился отдельной заметки о себе еще при жизни. При этом любопытно, в каком порядке в энциклопедии перечислены его заслуги: «Археолог, священник в Каменце-Литовске». И далее: «Изучение архивов бывшего Вельского базилианского монастыря, Жировичского (монастырского и училищного) и городского Брестского дало ему много нового материала для истории Западно-Русского края» Он не только писал о древностях города, но и использовал при этом научный материал.

Лев Семенович Паевский родился 19 сентября 1850 года в Осингородке Виленской губернии (ныне Поставский район Витебской области). Его отец – Семен Паевский – был священником. Видя пример служения отца, Лев Паевский решил посвятить свою жизнь служению Господу. Он учился в Кобринском духовном училище. Годы, проведенные в училище, оставили значительной след в его жизни. Служба Богу и краеведение стали для него смыслом жизни.

Для продолжения образования Лев Паевский поступает в Виленскую духовную семинарию. В 1873 году он окончил семинарию по второму разряду – это означало то, что он не мог претендовать на продолжение учебы в духовной академии или остаться здесь преподавателем.

Стать священником Лев Паевский решил не сразу. После окончания учебы в семинарии он трудился преподавателем пения в учительской семинарии в Молодечно, затем переехал в Варшаву. Здесь он и познакомился со своей будущей женой Марией Михайловной Ивановской. О ней известно лишь то, что, окончив первую женскую гимназию в городе Варшава, она вышла замуж за Льва Семеновича. После рукоположения во диакона в Варшавском кафедральном соборе в 1875 году, отец Лев Паевский совмещал службу с преподаванием в городском училище в Радоме (Польша) в должности законоучителя. В 1877 году он был рукоположен в сан иерея.

В это время в семье Паевских родился первый ребенок. Последний же ребенок – дочь, которую звали Агафья, родилась в 1887 году. Всего в семье было 9 детей.

Началась нелегкая служба приходского священника в небогатых небольших приходах на территориях, где относительно недавно традиционным являлось униатское или католическое вероисповедание.

По существовавшим в то время в Русской Православной Церкви неписаным правилам священникам долго на одном месте служить не приходилось – не более чем через пять лет их переводили на новый приход. Это делалось с целью «уравнять доходы» всех священников.

В 1885 году семья Паевских переезжает на Брестчину, где отец Лев становится настоятелем Свято-Покровской церкви в селе Малые Щитники Брестского уезда Гродненской губернии. Здесь он находился до 1894 года.

Затем в этом же году семья Паевских переезжает в Каменец-Литовск, где отец Лев начинает служить в Свято-Симеоновской церкви (деревянный храм, построенный в XVI столетии и перестроенный в XVIII веке). Здесь он прослужил вплоть до 1905 года.

Отец Лев неустанно трудился во славу Божию. Несмотря на хлопоты, связанные с окормлением прихода и большую семью, он организовал «подвижные» школы, чтобы просвещать народ.

Также по благословению епископа, помимо своего основного призвания, он активно занимался краеведением и историческими исследованиями судьбы Православия в здешних местах, изучением архивных материалов бывшего Вельского базилианского монастыря, Жировичского (монастырского и училищного) и Брестского городского, благодаря чему собрал множество интересных фактов.

Следует отметить, что в те времена священники ещё и выполняли функции, которые сейчас возложены на специальные государственные органы: ведение метрических книг, оформление бракосочетаний, крещение и т.д. Всё это бережливо фиксировалось для истории в особых документах.

Лев Семенович занимался также археологическими раскопками и этнографическими изысканиями, публикуя свои научные статьи в литовских, польских и российских периодических изданиях, а также принимал активное участие в съездах археологических научных обществ. Известно, что он организовал собственные археологические раскопки. Результаты этих раскопок за 1898 год хранятся в Санкт- Петербурге, в архиве Археологической Комиссии (за № 177 «Раскопки Л.С. Паевского в Брестском уезде Гродненской области»).

В 1894 году именно Лев Семенович Паевский на основании различных исторических свидетельств архивных материалов составил описание берестейских храмов, погибших в результате строительства крепости. Если бы не его труд, многие данные о постройках на территории крепости были бы утеряны, и мы бы не имели представления о том, как выглядел старый Брест.

Исторические работы Паевского регулярно издавались в периодике того времени: «Литовских Епархиальных Ведомостях», «Холмско-Варшавском Епархиальном Вестнике», «Виленском Вестнике», «Гродненских Губернских Ведомостях», «Московских Ведомостях», «Русском Паломнике». Темы статей Паевского обсуждались на археологических съездах, проходивших в Москве, Вильно и Риге.

Благодаря ему сохранилось множество сведений о древних храмах в Бресте. В последнее время вспоминают только труд Льва Паевского «Город Брест-Литовск и его древние храмы», изданный в 1894 году. На самом деле первая небольшая книжка под названием «О церквях Брестской капитулы в начале 2-й половины XVIII в.» была издана в Виленской губернской типографии в 1887 году. Еще один небольшой груд увидел свет в 1892 году – «О церквях древней Брестской епархии». В 1894 году выходит еще одна его книга «Наши провинциальные архивы и их значение для Западно-Русского края». Священник на основании архивных материалов составил описания исчезнувших Брестских храмов. Эта книга не утратила своей значимости и в наши годы. В 1897 году публикуется еще одна книга, которая впоследствии сыграла большую роль в жизни отца Льва Паевского, помогла ему найти единомышленников и друзей. Ее название – «Древнее сказание о Жировицах и чудотворном образе Жировицкой Богоматери». Книга эта, как и все изданные отцом Львом работы, написана с любовью и верой, написана для того, чтобы разбудить такую же любовь и веру у читателей. Автор детально описал икону и окрестности Жировиц и рассказал о 50 чудесах, которые совершались перед чудотворным образом, начиная с 28 августа 1637 года.

Священнослужитель впервые ввел в научный оборот так называемую «Визитацию храмов Брестской капитулы», созданную в 1759 году. Собственно говоря, это опись владений и имущества церквей, в ту пору униатских. Но Лев Паевский, как ревностный приверженец православия, в своих комментариях подчеркивает, что все униатские церкви на территории Бреста и окрестностей ранее были православными.

Особо следует отметить исторический очерк Льва Семеновича непосредственно о Каменце. В 1895 году увидела свет его книга «Каменец-Литовск и его древние храмы». Будучи священником, он много общался с людьми, собирая богатый этнографический и языковой материал. В своем очерке Паевский описывает быт и культуру жителей Каменца, обычаи и обряды, некоторые своеобразные черты во взаимоотношениях между людьми, подробно рассказывает о церквях, приходах и священниках, в них служивших.

Об истории Каменетчины Паевский знал не только по «бумажным» источникам, известно, что он участвовал в археологических раскопках в окрестностях Каменец-Литовска в 1899 году. В этом труде Лев Семёнович описывает местность, историю, архитектуру Каменца. Интересны наблюдения Паевского за гражданской жизнью каменчан: нравами, обычаями, обрядами, взаимоотношениями. Разумеется, особое место в очерке отведено церквям Каменца. Подробно описаны приходы каждой из них, история их создания, ранее служившие священники и их жизненный путь, состояние храмовых построек.

За все труды свои, как на духовной, так и на исторической ниве, неоднократно награждался как светскими наградами, так и поощрялся духовенством (даже серебряным жетоном Красного Креста). Вёл активную общественную жизнь, являясь депутатом училищных съездов, членом комитета народной трезвости. Вёл воскресные и праздничные сверхурочные чтения в училищах Каменец-Литовска.

Главное же дело, за которое потомки благодарны Паевскому, это строительство одного из символов города – нового Свято-Симеоновского храма на месте обветшавшего, старого деревянного.

1897 год в жизни отца Льва Паевского был, наверное, одним из самых насыщенных. Кроме участия в X археологическом съезде и поездки в Ригу, он получил аудиенцию у Его Императорского Величества царя Николая II и царицы Александры. В 1888 году Беловежская пуща перешла в собственность императора, здесь был построен дворец, куда царь с женой и детьми приезжали на отдых. Добиться аудиенции простому священнику, пусть даже известному в научных кругах, было непросто.

Но к сентябрю 1897 года Льву Семеновичу удалось это сделать. 5 сентября 1897 г. о. Лев, вооружившись историческими сведениями о крае и взяв из собора Каменецкую Чудотворную Икону Богоматери, предстал перед императором. По воспоминаниям очевидцев, встав на колени перед ним и воздев Чудотворную Икону над головой, страстно просил Николая II о согласии в выделении средств на реставрацию Каменецкого столпа /вежи/ как символа Православия на Украинных Руських землях. Государь принял драгоценный дар и дал согласие на реставрацию столпа и строительство храма, выделив на эти цели 50 тысяч рублей золотом.

Кроме того, узнав, что у священника есть 10-летняя дочь Агафия, самодержец всемилостивейше объявил, что позаботится определением ее в один из институтов. Обещание свое царь выполнил. Агафия Паевская окончила Институт благородных девиц в Петербурге.

Несмотря на принципиальное согласие Государя, реставрация и строительство началось не сразу. Лишь в 1903-1905 г.г. произведена реставрация столпа (вежи), а начатое в 1912 г. строительство храма завершено в 1914 г.

Надо отметить, что благодаря энергии Паевского, регулярно наведывавшему по данному поводу Вильно и Гродно, план и смета были готовы к январю 1902 года

Освящение нового Свято-Симеоновского храма состоялось 14 сентября 1914 года в ознаменование 300-летия династии Романовых.

Но волокита со строительством отнимала душевные силы, не приносила удовлетворения и спокойствия. Не дождавшись начала возведения храма, в 1906 году отец Лев попросил перевести его в Слоним – на вакантное место второго священника Свято-Преображенского собора. По-видимому, принятию такого решения способствовали и другие обстоятельства. Можно предположить, что одним из этих обстоятельств явилась дружба с Петром Федоровичем Полянским – будущим митрополитом Крутицким Петром.

Паевский активно трудился на гражданской ниве. В 1903 году он стал членом Гродненского статистического комитета, также являлся депутатом училищных съездов. Отец Лев надеялся, что в Слониме сможет полностью посвятить себя любимым исследованиям, служению Богу и Православной Церкви. Однако в Слониме он оставался недолго.

До начала Первой мировой войны священник служил в местечке Меречь Виленской губернии, перед самой войной – в селе Дубина. С началом войны на фронт отправляются два его сына – Владимир и младший Илья. Паевский как истинный патриот не может остаться в стороне, когда речь идет о судьбе Отечества. Он становится полковым священником, хотя служит не на фронте, а в частях, расквартированных в Гельсингфорсе (теперь Хельсинки).

Гельсингфорс – последнее место службы отца Льва. К моменту, когда он переехал сюда, дети уже выросли и разъехались. Никто из детей, кроме Михаила – пресвященнейшего Мелхиседека, – не стал служить в церкви.

Интересен тот факт, что этот сын Паевского продолжил династию священников, он известен как белорусский митрополит Мелхиседек (Паевский Михаил Львович), который занимал Минскую кафедру с 1919 по 1925 г.г.

В 1917 году, в возрасте 67-ми лет отец Лев Паевский уехал в Тифлис к дочери Агафье, где в том же году умерла его матушка, а в 1919 году – и он сам. Похоронен отец Лев Паевский на одном из кладбищ Тифлиса. Так окончил свой жизненный путь священнослужитель, отдавший себя полностью служению Церкви, людям и Отечеству.

По другим данным, в 1906 году он отбыл в Слоним, где был настоятелем Свято-Преображенского собора до самой своей смерти в 1912 году.

Уважаемые каменчане!

Райисполкомом рассматривает предложения о названии одной из улиц в Каменце именем Льва Паевского. Мы хотим, чтобы вы высказали свое мнение по данному вопросу на сайте газеты «Навіны Камянеччыны», либо письменно в редакцию газеты или райисполком.

1 thought on “Лев Паевский — священник, учёный, патриот…

  1. Идею наименования улицы в Каменце в честь великого исследователя и священника Льва Симеоновича Паевского стоит поддержать!
    Мне кажется, что также стоит подумать и о создании памятной доски в честь этого подвижника и издания полного собрания сочинений ученого!

Добавить комментарий