ЖКХ: услуги, тарифы, качество

Услуги водоснабжения и водоотведения, капремонт жилья, популяризация раздельного сбора отходов, решение проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве… Об этом вёлся разговор во время online конференции на сайте БЕЛТА 22 мая. На вопросы отвечал заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Анатолий ШАГУН.
Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства Беларуси предусматривает до 2015 года перевести обслуживание жилищного фонда на конкурентную основу. Что ожидает потребителей жилищно-коммунальных услуг с приходом в эту отрасль частников? Как обслуживание жилфонда частными компаниями повлияет на цены за коммунальные услуги?
– В Беларуси государство занимается регулированием тарифов на жилищно-коммунальные услуги, таким образом, они находятся под контролем государства. Сегодня это регулирование осуществляется в виде правительственных постановлений, которые определяют, сколько стоит та или иная услуга. В перспективе это может трансформироваться в решение местных органов власти, возможно, будет дифференциация по регионам, но эта перспектива не близкая, но тем не менее возможная.
Поскольку коммунальные услуги относятся к такой сфере, как естественная монополия, потому что нет возможности выбрать организацию, которая будет оказывать такие услуги, как тепло- и водоснабжение, подача газа и электричества, то, естественно, государственное регулирование тарифов на эти услуги будет всегда. Поэтому не стоит волноваться, что с приходом частных компаний, неконтролируемым образом вырастут цены и тарифы.
В программе социально-экономического развития страны к 2015 году в Беларуси планируется довести уровень возмещения населением затрат на оказание ЖКУ до 60%, в том числе доведение до 35% уровень возмещения затрат населением — одно из обязательств Беларуси в рамках отношений с Евразийским сообществом с дальнейшим повышением до 60%.
С 1 октября 2011 года в Беларуси была введена дифференцированная плата за услуги водоснабжения и водоотведения. Насколько, по-вашему мнению и оценке, это нововведение для нашей страны себя оправдывает? Планируется ли в будущем дифференцировать плату за другие виды жилищно-коммунальных услуг?
– Хочу сразу отметить, что дифференциация – это переходная мера. Ее главная задача – стимулировать экономный расход такого важного ресурса, как вода. Она носит временный характер, так как дифференциация будет, видимо, присутствовать до тех пор, пока тариф на оказание жилищно-коммунальных услуг для населения не сравняется с экономически обоснованными затратами на оказание данной услуги. Эконо­мически обоснованные затраты — это потраченные на оказание услуги энергия и материальные ресурсы, а также заработная плата и налоги. При достижении этого, вероятнее всего, необходимость в дифференциации услуг отпадет, и тариф сравняется.
Польза от этого мероприятия, конечно же, есть, потому что оно позволяет стране экономить денежные средства, получать определенный объем дополнительной выручки организациям ЖКХ и подготовить людей к будущему повышению тарифов.
У многих людей начинается дачный сезон, у жителей сельской местности — посадка, а значит, грядут большие расходы воды для поливов. Насколько справедлива дифференциация платы за услуги водоснабжения и водоотведения, ведь все-таки в сельской местности люди больше воды расходуют для того же полива?
– В этой ситуации подход ко всем был один, и граждан на категории никто не делил, то есть государство в этом плане установило единый для всех норматив — 140 литров в сутки на человека, который позволяет удовлетворить санитарно-гигиенические потребности чело­века и бытовые нужды. Фактически 140 литров все эти расходы покрывает.
В Беларуси начался сезон отключения в жилфонде горячей воды для проверки и замены теплосетей, в связи с этим у жильцов квартир значительно увеличится расход холодной воды, и наверняка, превысит положенную норму. Предусмотрены ли какие-то меры в этой ситуации, потому что, согласитесь, оплачивать потребление холодной воды по повышенному тарифу в связи с ее перерасходом из-за отключения горячей не совсем честно, ведь у людей и так за этот период увеличится потребление газа или электричества на подогрев воды.
– Относительно этой ситуации каких-то вариантов не предусмотрено, все будет на общих основаниях. Но хочу отметить, что практика показывает, что в период отключения горячего водоснабжения в жилищном фонде обычно потребление воды, наоборот, сокращается.
Какие меры планируется предпринять для популяризации раздельного сбора коммунальных отходов в Беларуси? Может быть, будут внедряться какие-то меры наказания?
– Относительно наказания, теоретически можно было бы это предусмотреть, но практически реализовать очень сложно. Наверное, смысл в этом есть, но эффективно это будет лишь тогда, когда большинство людей начнет собирать мусор раз­дельно. А пока в силу исторических особенностей люди не собирают отходы раздельно, то на первом этапе целесообразнее не наказывать, а поощрять и вести разъяснительную работу.
В данном направлении министерство сделало определенные шаги, подготовлен проект указа «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления». Он будет способствовать развитию как системы раздельного сбора, так и вообще системы обращения с отходами не только традиционного типа, как стекло, бумага, полимеры и текстиль, но и с отходами сложной бытовой техники, элементами питания, которые наносят большой вред окружающей среде и сегодня широко применяются в быту, шинами, маслами и рядом других материалов.
Документ предусматривает принцип расширенной ответственности производителя, который будет обязан поучаствовать в утилизации своего товара после того, как он переходит в отходы. Сложно сказать, когда указ будет принят, но мы рассчитываем, что в этом году.
Правда ли, что в Беларуси планируется ввести возможность переселения собственника квартиры за длительную неоплату жилищно-коммунальных услуг в другое жилое помещение, даже за пределы того населенного пункта, где он проживает? Какие еще способы борьбы с должниками планируется внедрить?
– Проектом Жилищного кодекса, который сегодня подготовлен к принятию во втором чтении Палатой представителей Национального собрания Беларуси, такая норма предусматривается. При определенных обстоятельствах, в том числе неуплате более 6 месяцев жилищно-коммунальных платежей, невыполнении собственником своих обязанностей по содержанию жилого помещения, что делает невозможным проживание рядом других людей в этом доме, квартире, местные органы власти могут обратиться в суд с иском о понуждении собственника погасить просроченную задолженность. И если задолженность не будет погашена в течение года после того, как суд принял решение и оно вступило в силу, собственник может быть принудительно выселен из жилого помещения. Помещение это будет продано местным органам власти. За счет вырученных средств будет погашена задолженность, приобретено жилое помещение. Нет ограничений, где оно может быть приобретено, в любом населенном пункте, разных потребительских качеств. Норма, которая сегодня действует по отношению к нанимателям квартир, не уплачивающих своевременно ЖКУ и имеющих большую просроченную задолженность, будет применяться и к собственникам. Здесь будет несколько другой механизм – через реализацию собственности в принудительном порядке, если собственник не примет мер по погашению задолженности самостоятельно. Если ты собственник квартиры, с тебя не снимается обязанность свое­временно оплачивать жилье.
Гражданам могут выдаваться субсидии на погашение задолженности. Сегодня имеется та­кой механизм предоставления адресной социальной помощи. Она может предоставляться гражданам как ежемесячно, так и единоразово, в зависимости от ситуации, в которую попал человек. В том числе адресная социальная помощь может расходоваться на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Когда стоит ожидать повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения? И насколько они прибавят в стоимости?
– Тарифы на жилищно-коммунальные услуги ориентируются на доходы населения. То есть у нас пока не прогнозируется роста тарифов на ЖКХ выше, чем рост доходов населения. Фактически в последние годы наблюдалась даже несколько обратная картина. Плюс не стоит забывать, что тарифы на ЖКХ влияют на инфляцию. У правительства достаточно жесткая позиция по вопросу инфляции — не более 20% в текущем году. Поэтому повышение тарифов в нынешнем году будет поэтапным, постепенным. И резкого роста платы за квартиру не ожидается.
Согласно закону о бюджете, к концу 2012 года уровень возмещения тарифами затрат на оказание услуг ЖКХ должен составить 35%. Сейчас население возмещает только 16,6% затрат. Означает ли это, что до конца года стоимость услуг ЖКХ возрастет более чем в два раза?
– Здесь надо учитывать, что жилищно-коммунальные услуги оказываются двумя системами: системой Министерства энергетики (газ, тепло, электроэнергия – их доля в оплате услуг составляет больше 50%) и системой Министерства жилищно-коммунального хозяйства (водоснабжение, канализация, техническое обслуживание жилищного фонда и тепловая энергия). По системе ЖКХ и Минэнерго уровни возмещения затрат различны и по видам услуг. Этот показатель – 35% – является средневзвешенным по всей системе. Когда правительство приняло решение о 35%-ом уровне возмещения затрат на оказание услуг ЖКХ, Министерство экономики рассчитало эти показатели исходя из объемов предоставления услуг, себестоимости, уровня возмещения тарифов, и говорить здесь о том, что оплата вырастет в два раза будет неправильным. Уровни разные и по системам, и по видам услуг, поэтому какие-то тарифы вырастут, а какие-то сдвинутся незначительно.
В стране достаточно невысокий уровень оплаты за жилищно-коммунальные услуги. В бюджете среднестатистической семьи он не превышает 5-8%. В последние годы уровень расходов на услуги ЖКХ существенно снизился, и сегодня мы пришли к тому, что надо выравнивать эту ситуацию проведением политики повышения тарифов. Надо понимать, что эта мера вынужденная: чем меньше мы платим за жилищно-коммунальные услуги, тем большая нагрузка ложится на промышленные предприятия, которые фактически доплачивают за людей в так называемом перекрестном субсидировании, т.е. уровень тарифов для населения и для промышленности значительно отличается. А ведь уровень тарифов для промышленности влияет на конкурентоспособность белорусской продукции. В конечном счете это сказывается на нашей заработной плате. Считаю, что нужно постепенно уходить от этого перекрестного субсидирования, снизить нагрузку на реальный сектор экономики, за счет большего возмещения затрат по жилищно-коммунальным услугам гражданами, а также совершенствовать механизмы адресной социальной помощи тем, кто нуждается в ней, в том числе для оплаты услуг ЖКХ. По этому пути будет вестись тарифная политика на жилищно-коммунальные услуги на ближайшие годы.

Добавить комментарий