«Эх, прокачу!», или Самый выгодный способ частного извоза

«Эх, прокачу!» — этот знаменитый рекламный слоган красовался на автомобиле достопочтенного Адама Козлевича, героя бессмертного творения Ильфа и Петрова. Адам Казимирович, хоть и имел в прошлом проблемы с законом, слыл человеком честным и совестливым. Желая искупить грехи молодости, он затеял абсолютно легальное и абсолютно новое для уездного города Арбатова дело — частный извоз. И прогорел…

Не помогло Козлевичу ни отсутствие конкурентов, ни рекламная кампания вкупе с умелой маркетинговой политикой: «…зеленый автомобиль, на дверце которого была выведена белая дугообразная надпись: «Эх, прокачу!» Ниже помещались условия прогулок на веселой машине. В час – три рубля. За конец – по соглашению.» Причина до безобразия проста – неизбалованные благами цивилизации жители Арбатова искренне не понимали, как можно кататься на такси на свои кровно заработанные? Только на казённые! А вот интересно, если бы герой «Золотого телёнка» вдруг попал в наше время, как бы он сейчас налаживал свой бизнес?

Итак, представим: Адам Козлевич, наше время, уездный город Каменец. Задача – заняться частным извозом с как можно меньшими затратами. Начнём с описания окружающей обстановки и потенциальных клиентов. Надо отметить, жители Каменца, как и всего уезда, по сравнению с арбатовцами шагнули далеко вперёд. Они прекрасно понимают, что ездить надо на свои. Блага цивилизации также не обошли их стороной. Тут вам и автобусы самых разных мастей – от быстрых экспрессов до тихоходов, останавливающихся у каждого столба, и маршрутные такси, и просто такси, и, как же без них, – нелегальные перевозчики. Остаётся только выбрать, на чём ехать и кому платить. В общем, конкуренция налицо и баночкой белой краски не обойдёшься. Да и такси в маленьком городе с расстояниями «двадцать минут пешком в любую сторону»… Разве что возить людей в Брест и обратно. Но здесь ниша плотно «забита» конкурентами-нелегалами. Плюс к тому же условия задачи желательно выполнить – капиталовложения должны быть минимальными. А при таком раскладе они никак не будут таковыми. Нужно купить автомобиль, зарегистрироваться (если легально) в налоговой инспекции, добавим расходы на топливо, техобслуживание автомобиля, налоги. Маршрутное такси – тоже самое, только расходов побольше будет. Так что без затрат никак не обойтись.

Каково же решение нашей головоломки? Или задача неразрешимая? Разрешимая. И даже очень, но только не для честного Козлевича, а для другого героя книги – Остапа Бендера. Любимый сын лейтенанта Шмидта, поставь ему такую задачу, сразу же отправился бы в ближайший автопарк. Зачем? Устраиваться на работу водителем автобуса. Всё гениальное просто: транспорт получен бесплатно, топливо – само собой, а за техобслуживание инженеры да механики в ответе. Стоп, скажет читатель, какой же здесь частный извоз, занесло тебя не в ту степь, дорогой автор. В ту, дорогой читатель, в ту! Потому как для некоторых водителей автобус уже давно превратился в личное транспортное средство для занятий этим самым частным извозом. Делов-то раз плюнуть: не дал билетик пассажиру – и всё! А если пассажир не один, а целый автобус? Не может быть, скажете. Может. Причём иногда до абсурда доходит. Это когда водитель, предупреждённый о контроле (да здравствуют мобильные телефоны!), останавливает автобус на обочине и начинает лихорадочно раздавать билеты. Или когда при оплате проезда начинается настоящий восточный базар: пассажир, видя что заветный «квиток» не получит (предыдущим-то не дали), начинает торговаться о цене проезда. Сговорились на половине стоимости – прямо льготный тариф «Без билета» какой-то – и покатили. Да что я вам рассказываю. Припомните-ка, неужто ни разу не наблюдали такого? А, небось, бывало, что и сами денежку давали, а билета не получали? Вот то-то и оно! Архивыгодный бизнес получается. А если добавить сюда ещё и законную зарплату (у водителей она составляет 3-3.5 миллиона), и соцпакет, то и вовсе «полный шоколад» в итоге! И никаких затрат, заметьте. Вот только для честного Козлевича такой вариант решения задачи оказался бы неприемлемым. Совесть не позволила бы Адаму Казимировичу провернуть такую комбинацию…

А теперь оставим иронию и поговорим серьёзно. То, что пассажирские, социально значимые, перевозки убыточны, – факт. Тяжёлое финансовое положение Каменецкой автоколонны – тоже факт. Так, только за 8 месяцев этого года убытки автоколонны «Каменец» составили 429,5 миллиона при рентабельности минус 13,6%. Пассажир, покупая билет, оплачивает лишь часть реальной стоимости проезда, остальное – указанные выше миллионы – компенсирует районный бюджет (для полного покрытия расходов надо повысить тарифы как минимум на 30-35%). Но, к сожалению, не все эти миллионы затрачиваются на расходники, запчасти, на топливо и новые автобусы! Часть их оседает в карманах «великих комбинаторов» от автопарка. Я не собираюсь бросаться огульными обвинениями в адрес всех водителей и не говорю, что суммы гигантские, но факты вещь упрямая, а курочка, как известно, по зёрнышку клюёт… Не все водители обилечивают пассажиров, особенно на «сельских» маршрутах. А ведь именно эти сельские маршруты первыми «пострадают» от попыток руководства автоколонны улучшить плачевное финансовое положение предприятия через «оптимизацию маршрутной сети перевозок». Говоря простым языком, это закрытие непопулярных маршрутов и изменение пользующихся спросом. Спору нет, оптимизировать нужно и должно. И действительно есть маршруты, где автобусы ходят практически пустыми. Всё это верно, однако есть одно большое НО! Как определяется востребованность и окупаемость маршрута? Правильно, количеством проданных билетов и полученной выручкой. А какая может быть выручка, если из, например, 15-и пассажиров билет дали только двум-трём? Здесь позволю себе обратиться к пассажирам – требуйте билет! Даже если водитель озадачит вопросом: «А зачем он вам?». Он, билет, не только, как говорят в социальных роликах, ваша гарантия, но ещё и камешек на чаше весов «закрывать-не закрывать». И если автобус в вашу деревню больше «не ходит», то в этом есть частичка и вашей вины. В виде маленького белого «квиточка», который вы в своё время не взяли у водителя. А про то, что, не взяв его, мы становимся, по сути, соучастниками действа с некрасивым названием «воровство» – иначе это не назовёшь – я уж и не говорю. Итак, понятно…

Конечно, в автоколонне борются с такими водителями. За подобные нарушения предусмотрены замечание или выговор с лишением премии на 100%. Жёстко? На мой взгляд, не очень. Почему? Отвечу словами одного из водителей: «Ну лишили меня премии и что? Кому от этого хуже? Я же в следующем месяце, когда поутихнет всё, буду «отбивать» эти деньги.» А это означает, что на его маршруте будет в два раза больше не выданных пассажирам билетов. Или, может, следует наказывать не за «невыдачу билетов», а за кражу денег? У пассажиров, у автоколонны, у государства в конце концов..?

Владимир ВЕРЕНИЧ.

1 thought on “«Эх, прокачу!», или Самый выгодный способ частного извоза

Добавить комментарий